Обученность и интеллектуальное
развитие - это не одно и тоже.
Закон об образовании
предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые
полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей.
Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты
двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет
действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще
сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение
шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Девочки по всем
психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более
социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной
среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие
мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.
Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению
прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.
Если говорить формально, то
детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в
школе.
1. Интеллектуальная готовность
(способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие
памяти, мелкая моторика);
2. Эмоциональная
готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление
эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в
общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
В принципе, то интеллектуальное
развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском
садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей
обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем
достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет
считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в
какой-то мере пользоваться логическим мышлением.Кстати, если не отмахиваться от
вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей
окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без
напряжения.
Скажем, если вы периодически
берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно
денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь
рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей
и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот,
написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом,
ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и
совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа
подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы,
а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.
Поступление в первый класс вовсе
не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто
родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в
дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший,
выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий,
капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается
чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на
преодоление сложностей в обучении.
Первый класс - это, прежде
всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается
регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды
деятельности.
Кроме того, надо помнить, что
детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают
сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей -
что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.
Действительно, в первом классе,
скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во
втором и в третьем классе.
Там он столкнется с составными
задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи
будут казаться слишком сложными.
Если ребенку хорошо в детском
саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей,
посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.
Умный, тонкий родитель всегда
найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для
этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже
на базе детского сада.
Важно помнить: развитый ребенок
и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и
навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.
Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка
к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное
развитие - это отнюдь не синонимы! Например, родители ребенка не были озабочены
тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы
научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников.
Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через
несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребенку в
первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же
кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в
определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не
проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных
умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии
психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления,
воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе
не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это
форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде
ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово
"нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и
должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу
ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло
читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе
будет осложняться множеством неприятностей.
Существует и еще одна проблема, о которой
почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он
оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это
занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.
Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать
любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к
речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому
другому) - читать ребенку книги. Нужно
читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку:
рисование, лепка, конструирование.
Бывает, что ребенок по одним показателям
преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него
очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на
его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве,
например, в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с
ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны
серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год
заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки
истекает, ребенок выходит в школу.
Кроме того, родители вправе
обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного
обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного
образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть
зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные
с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется
консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками
поступления в школу и с выбором учебного заведения.
Помочь родителям самостоятельно определить
уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного
для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка
развития познания.
- Владеет ли ребенок основными понятиями:
правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие
принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не
могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить
как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв
алфавита?
Оценка
базового опыта ребенка.
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в
магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать
малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо,
есть ли у него хобби?
Оценка
языкового развития.
- Может ли ребенок назвать и обозначить
основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы
взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат
различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены
какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать
произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения
грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем
разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка
уровня эмоционального развития.
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди
товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как
человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться"
при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно,
соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка
умения общаться.
- Включается ли малыш в игру других детей,
делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого
требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не
перебивая?
Оценка
физического развития.
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение
некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных
навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься
по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и
отдохнувшим?
Зрительное
различение.
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и
несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие
слова, например б-п, кот-год?
Зрительная
память.
- Может ли ребенок заметить отсутствие
картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну
убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы
шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное
восприятие.
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в
заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева
направо?
Уровень
слуховых способностей.
- В состоянии ли ребенок различать слова,
начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым
несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю,
сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка
отношения к книгам.
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть
книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает,
когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они
значат и т.п.?
Общая и
психологическая готовность.
Может ли ваш ребенок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая
пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи
мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными
карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем
ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним
разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы
выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или
рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который
многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые
меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его
предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши
взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед
собой)
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с
вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение
значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения
ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения
ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две
собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое
отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая
газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей
что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша,
прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле
увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка
смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на
прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк,
в театр, в музей?
...Хотим обратить ваше внимание
на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней
инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем
без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не
обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет":
допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
У любого малыша существует естественная, биологическая
тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое
детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и
эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских
вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к
знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не
отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их
любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не
относится) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов,
причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже
существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже
в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.
Собственно, основной принцип успешной учебы
был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться
надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не
всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых
домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем
больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь
процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать
интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем
необязательно дорогой) портфель, пенал или
хотя бы ластик.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от
обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных
рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то
знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной
жизни.
И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях
(кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок
чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно
применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти
полезные знания получать.
Еще одно условие успешного обучения - так
называемое "обучение с конечной стадии".
Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был
приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом
научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать
в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом -
наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…
Во всех случаях суть в том, что ребенок
выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него
"все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы
учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с
того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой
фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же
принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика
от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные
результаты.
И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а
развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря,
все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту
пытливость поддерживать, а не подавлять.
P.S. К сожалению, авторы статьи мне неизвестны.
P.S. К сожалению, авторы статьи мне неизвестны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий